О ценностных критериях. В свое время в итогах музыкального конкурса имени Чайковского можно было прочесть – первый приз не получил никто. Что означало, что жюри конкурса не сочло ни одного из конкурсантов, достойным первого места. Премия «Оскар» не исповедует таких радикальных принципов и, являясь в значительной степени частью шоу-бизнеса, победителя находит всегда.
Ведь если нельзя выбрать лучшего из лучших, то всегда можно выбрать лучшего из того, что есть. Здесь как в спорте – победитель есть всегда, а пришел он с мировым рекордом или нет, дело второе. Вследствие этого, наряду с великими фильмами, такими как «Амадей» или «Пролетая над гнездом кукушки» нередко получали первый приз фильмы, такие как «Гладиатор» или «Малышка на миллион долларов». Фильмы, безусловно, неплохие, но заметными явлениями в истории кино не ставшие.
Что же влиет на выбор киноакадемии США, помимо художественных достоинств кинопроизведения?
Нечасто, но бывает ситуация, когда кассовые сборы фильма сражают всех наповал – «Титаник», «Властелин колец. Возвращение короля».
Фильмы о необычном и неоднозначном, непривычном для простого американца. Фильмы о необычных людях, отличающихся от остальных. Об умственно отсталых, имеющих редкие способности, свой взгляд на мир и свое особое обаяние («Человек дождя», «Форрест Гамп»), гениальном маньяке, легко преступающем человеческие законы («Молчание ягнят»). Фильмы о неоднозначных взглядах на расовые проблемы («Столкновение») или на проблему «эвтаназии» («Малышка на миллион долларов»).
Побеждают нередко нелинейные фильмы, которые своим взглядом на жизнь, могут удивить и поразить американцев.
«Оскар» вдогонку или неоцененные вовремя. Мартин Скорцезе за фильм «Отступники», римейк гонконгского боевика, с неожиданно жестким Ди Каприо и ожидаемо жестким Уолбергом. Фильм, заслуживающий внимания, но не идущий ни в какое сравнение с лучшими кинокартинами Скорцезе – «Бешеный бык» или «Таксист».
Аль Пачино за главную роль в фильме-римейке «Запах женщины» (на взгляд, кинокритиков, выглядит слабее, чем Витторио Гассман в оригинальном итальянском фильме режиссера Дино Ризи). Главная роль Сюзан Сарандон в фильме «Мертвец идет». Прекрасные актеры, но в их кинокарьере были гораздо более удачные роли.
Моральная составляющая. Лучший фильм 90-х годов «Криминальное чтиво», получив «Золотой глобус», главного «Оскара» не получил. Когда-то российский режиссер Дыховичный сказал, что не стоит увлекаться съемкой фильмов про бандитов, не стоит возвеличивать всяких ублюдков, есть более достойные темы для кинотворчества. С ним нельзя не согласиться.
Пример «Криминального чтива» - это яркий пример конфликта «чистого искусства» и моральных общественных принципов. Обратный вариант данному примеру – «Список Шиндлера».
К чести американской киноакадемии нужно сказать, что выбранные ими фильмы всегда профессиональны, в самом высоком понимании этого слова. Продуманные с начала до конца, фильмы без слабых мест, с великолепно выстроенной сюжетной линией и отличными актерами.
1929 — «Крылья», реж. Уильям Уэллман 1930 — «На Западном фронте без перемен», реж. Льюис Майлстоун 1931 — «Симаррон», реж. Уэсли Рагглс 1932 — «Гранд-отель», реж. Эдмунд Гулдинг 1933 — Приз не был вручен 1934 — «Кавалькада», реж. Фрэнк Ллойд 1935 — «Это случилось однажды ночью», реж. Фрэнк Капра 1936 — «Мятеж на Баунти», реж. Фрэнк Ллойд 1937 — «Великий Зигфелд», реж. Роберт 3. Леонард 1938 — «Жизнь Эмиля Золя», реж. Уильям Дитерле 1939 — «Вам этого не унести с собой», реж. Фрэнк Капра 1940 — «Унесенные ветром», реж. Виктор Флеминг 1941 — «Ребекка», реж. Альфред Хичкок 1942 — «Как зелена была моя долина», реж. Джон Форд 1943 — «Миссис Минивер», реж. Уильям Уайлер 1944 — «Касабланка», реж. Майкл Кертиц 1945 — «Иду своим путем», реж. Лео Мак-Кери 1946 — «Потерянный уик-энд», реж. Билли Уайлдер 1947 — «Лучшие годы нашей жизни», реж. Уильям Уайлер 1948 — «Джентльменское соглашение», реж. Элиа Казан 1949 — «Гамлет», реж. Лоуренс Оливье 1950 — «Вся королевская рать», реж. Роберт Россен 1951 — «Всё о Еве», реж. Джозеф Манкевич 1952 — «Американец в Париже», реж. Винсент Миннелли 1953 — «Величайшее шоу на земле», реж. Сесиль Де Милль 1954 — «Отныне и во веки веков», реж. Фред Циннеман 1955 — «В порту», реж. Элиа Казан 1956 — «Марти», реж. Делберт Манн 1957 — «Вокруг света за 80 дней», реж. Майкл Андерсон 1958 — «Мост через реку Квай», реж. Дэвид Лин 1959 — «Жижи», реж. Винсент Миннелли 1960 — «Бен-Гур», реж. Уильям Уайлер 1961 — «Квартира», реж. Билли Уайлдер 1962 — «Вестсайдская история», реж. Роберт Уайз, Джером Роббинс 1963 — «Лоуренс Аравийский», реж. Дэвид Лин 1964 — «Том Джонс», реж. Тони Ричардсон 1965 — «Моя прекрасная леди», реж. Джордж Кьюкор 1966 — «Звуки музыки», реж. Роберт Уайз 1967 — «Человек на все времена», реж. Фред Циннеман 1968 — «Душной летней ночью», реж. Норман Джуисон 1969 — «Оливер!», реж. Кэрол Рид 1970 — «Полуночный ковбой», реж. Джон Шлезингер 1971 — «Паттон», реж. Фрэнклин Шефнер 1972 — «Французский связной», реж. Уильям Фридкин 1973 — «Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола 1974 — «Афера», реж. Джордж Рой Хилл 1975 — «Крестный отец. Ч. II», реж. Фрэнсис Форд Коппола 1976 — «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», реж. Милош Форман 1977 — «Роки», реж. Джон Дж. Эвилдсен 1978 — «Энни Холл» реж. Вуди Аллен 1979 — «Охотник на оленей», реж. Майкл Чимино 1980 — «Крамер против Крамера», реж. Роберт Бентон 1981 — «Обыкновенные люди», реж. Роберт Редфорд 1982 — «Огненные колесницы», реж. Хью Хадсон 1983 — «Ганди», реж. Ричард Аттенборо 1984 — «Слова нежности», реж. Джеймс Л. Брукс 1985 — «Амадей», реж. Милош Форман 1986 — «Из Африки», реж. Сидни Поллак 1987 — «Взвод», реж. Оливер Стоун 1988 — «Последний император», реж. Бернардо Бертолуччи 1989 — «Человек дождя», реж. Барри Левинсон 1990 — «Шофер мисс Дейзи», реж. Брюс Бирсфорд 1991 — «Танцы с волками», реж. Кевин Костнер 1992 — «Молчание ягнят», реж. Джонатан Демми 1993 — «Непрощенный», реж. Клинт Иствуд 1994 — «Список Шиндлера», реж. Стивен Спилберг 1995 — «Форрест Гамп», реж. Роберт Земекис 1996 — «Храброе сердце», реж. Мел Гибсон 1997 — «Английский пациент», реж. Энтони Мингелла 1998 — «Титаник», реж. Джеймс Кэмерон 1999 — «Влюбленный Шекспир», реж. Джон Мэденн 2000 — «Красота по-американски», реж. Сэм Мендес 2001 — «Гладиатор», реж. Ридли Скотт 2002 — «Игры разума», реж. Рон Ховард 2003 — «Чикаго», реж. Роб Маршалл 2004 — «Властелин колец. Возвращение короля», реж. Питер Джексон 2005 — «Малышка на миллион долларов», реж. Клинт Иствуд 2006 — «Столкновение», реж. Пол Хаггис 2007 — «Отступники», реж. Мартин Скорцезе 2008 — «Старикам здесь не место», реж. Коэн Джоэл и ИтанЕсли заинтересовали какие-то фильмы из коллекции, что-то ищете (не все фильмы представлены на сайте), пишите на: raredvd@mail.ru